16.03.2018, 15:23

Сатук Богра-хан - первый уйгур принявший ислам

  • 976
  • 0
Сатук Богра-хан (901, 915—955) — правитель Кашгара из рода Караханов; в 942 году, захватив столицу Карлукского каганата Баласагун, объявил себя каганом, основав Караханидское государство.

В древности, предки уйгуров исповедовали шаманизм. Эта религия называлась также небопреклонством. Начиная с эпохи гуннов (за несколько веков до нашей эры), вплоть до X века шаманизм был ведущей религией практически всех тюркских народов. Восточные уйгуры (жившие па территории современной Монголии и окрестных землях), в VIII веке по инициативе кагана Уйгуро-Орхонского каганата — Бого, отреклись от шаманизма и приняли манихейство. Те западные уйгуры, которые жили на юге Танритага, (в долине Тарима) начиная с I века, отреклись от шаманизма и перешли в буддизм.

Ниже мы подробнее остановимся па принятии ислама Сатук Богра-ханом (далее в тексте Сутук Бограхан) Сутуком Бограханом и той борьбе, которую он вел для распространения этой религии среди уйгуров. Существует несколько легенд относительно принятия Сутуком Бограханом ислама. Об этом нет необходимости говорить. Основываясь на достоверных исторических фактах можно утверждать, что принятию Сутуком Бограханом ислама во многом способствовал Абу Насыр Са-мапи. Абу'Насыр Саманн был принцем Саманидского государства (существовало с 870 по 1000 год). При Саманидоком правителе Насыре II (правил с 914 по 943 год), потерпев поражение во внутрсусобной борьбе за власть, он бежал в столицу Караханидского государства — Кашгар. Его иод свое покровительство взял Огулчак и разместил севернее Кашгара — в Атуше. Некоторые историки объясняют приезд Абу На-сыра Саманн в Кашгар вышеприведенными причинами. Другие считают, что Саманидский правитель Насыр I направил Абу Насыра Самани из Бухары в Кашгар с целью способствовать принятию ислама Сутуком Бограханом. Вне зависимости от того, какая из двух версий наиболее достоверна, все равно именно Абу Насыр Самани способствовал принятию Су-туком Бограханом ислама. В один из дней, прекрасно знавший уйгурский язык, обычаи и нравы, Абу Насыр Самани, выйдя на охоту из местечка Аргу в окрестностях Атуша — на север, ,з горы, встретил принца Сутука Бограхана и познакомился с ним. Со временем отношения между ними укрепились и в конце концов Сутук Бограхан под влиянием Абу Насыра Самани становится мусульманином. И до принятия Сутуком Бограханом ислама в Кашгаре эта религия (вероятно подпольно), но получила некоторое распространение. Приняв Ислам, Сутук Бограхан после жестокой борьбы, свергнув Огулчака (возможно и убив его) занял Караха- нидский престол. Это имело место в 920 году. В результате кровавой войны,, которую вел Сутук Бограхан с уйгурами, исповедовавшими буддизм, па территории Кашгара, Яркента, Аксу, Баласагуна, Барсагана (восток Иссык-куля) и других местах, в среде Семиреченских карлуков, исповедовавших шаманизм, стал пускать корни ислам. Уйгуры-'буддисты оказали очень сильное сопротивление Сутуку Бограхану. В 943 году Сутук Бограхан отвоевал Баласагун у тех, кто выступал против ислама. После принятия ислама в 920 году Сутуком Бограханом, взаимоотношения Караханидов с Саманидами значительно улучшились. В '921 году для подавления восстания, поднятого шкалами в провинции Хорасан, в Саманидское государство прибыл Сутук Бограхан. 7 Обрадованный тем, что Караханиды приняли ислам, и оказали помощь посредством Сутука Бограхана в подавлении восстания, правитель Са-манидов в свою оұередь оказал поддержку Сутуку Бограхану. В частности из Мавераннахра, Хорасана, Афганистана в Кашгар и Баляса-гуп стало прибывать большое количество ученых. Именно они дали Сутуку Бограхану имя Абдукерим. При Сутуке Бограхане (с 920 по 956 год) были отчеканены золотые монеты с надписью «Караха'н Сутук Абдукерим». Сегодня такие монеты хранятся в музеях Санкт-Петербурга. Почему же Сутук Бограхан отверг буддизм и принял ислам? В мире ничто не происходит без причины, и естественно, существовали важные причины того, чтобы уйгуры стали мусульманами. Многие уйгурские правители использовали буддизм для того, чтобы продл'ить и закрепить свое правление. С другой стороны, приняв буддизм, уйгуры теряли свое болые бое-вое величие. Так ікак буддизм изначально призывает к непротивлению и значит, к отказу от борьбы. Уйгуры осознавали, что .ислам в сравнении с буддизмом, религия более воинственная, способная поднять и возродить боевой дух народа. В результате у уйгуров и зародилось желание перейти в ислам. Кроме того, уйгурские правители стремились уйгуров, исповедовавших шаманизм, буддизм, зароастризм, манихейство, христианство, привести к одной религии, с тем, чтобы прекратив религиозные распри, создать сильное, единое государство. Кроме того,- араібы, с целью распространения ислама среди народов Азии использовали не только военную силу, но и дипломатические пути. В VIII веке арабы не остановились перед тем, чтобы обратить в ислам народы Центральной Азии, но попытались распространить этот процесс и на живших в Восточной Азии восточных тюрков, восточных уйгуров. Например, если халиф Арабского Омейяд- _ .ского халифата — Хешам (724—743) в 730 году, направив посла в столицу восточных тюрков — город Ут\ кун, требовал от Восточпотюрк-ского кагана Билге отказаться от шаманизма и принять ислам, то первый халиф Арабского Аббасидского халифата (750—1258) — Абдулла бинип Аббас в 750 году направил Хамим бинни Бахр ал Му-тавипи в столицу Уйгуро-Орхонского каганата — Карабалгасун и пытался убедить кагана Баяпчура принять ислам. И восточные тюрки н восточные уйгуры, высказав ряд соображений и найдя соответствующие причины, выразили невозможность отказаться от шаманизма и перейти в ислам. 8 В начале X века ислам превратился в Мировую религию и имел огромное влияние и авторитет в Азии, Африке и Европе... По вышеуказанным причинам, уйгуры и родственные им народы, отвергнув шаманизм и буддизм, решили добровольно перейти в ислам. Если Сутук Бограхан в 920 году, перейдя в ислам, затратил 36 лет (с 920 по 956 год) для того, чтобы утвердить ислам среди уйгуров, правитель Итиль-Булгарского государства (770—1400) — Алмасхан (900 —925) в 920 году, собрав посольство из числа Хазарских мусульман во главе с Абдуллой, направил его ко двору халифа Арабского Аббасидского халифата (750—1258) — Муктадиру (908—932) с целью сообщить о принятии ислама и для того, чтобы арабы направили ученых в Булгарию для обучения их исламским заповедям. Халиф Мукта-дир встречал послов Алмасхана очень тепло и радушно. Халиф Мук-тадир направил в столицу Итиль- Булгарского государства — город Булгар очень представительное посольство во главе с человеком по имени Сусон Арасис. По этому поводу есть следующие данные: «Караван, направленный в 922 году халифом Муктаднром к Булгарскому правителю являлся наиболее крупным из тех, которые нам известны. Этот караван состоял из 5000 человек, 3000 лошадей и верблюдов. Естественно, это очень существенный факт. Ибо такой караван не только точки зрения торговли, на и политики — явление неординарное. Обычно дальние караваны состояли из 200—300 верблюдов или лошадей, и примерно такого же количества людей. Неверно считать караваи только торговой миссией. В составе каравана были не только купцы, охрана, обслуга, но и направленные государством, либо по своей воле переселенцы, ремесленники, ученые, художники, мастеровые, дипломаты, путешественники. 9 Кроме того, многие купцы выполняли и дипломатические поручения. В 922 году направленный халифом Муктадиром караван во главе с Сусоном Арасисом и секретарем Ибн Пазланом к Алмасхану в город Булгар, естественно, выполнял не только торговую, но и важную дипломатическую, военно-техническую и религиозную миссию. Выйдя из Багдада, представительная посольская делегация, пройдя через Хорасан, Бухару, Хорезм, достигла столицы Итиль-Булгарского государства — города Булгар. Именно эти арабские послы к Итиль-Булгарскому правителю Алмасхану привезли послание и подарки от халифа Муктадира. В частности, народам, жившим начиная от северснвостючных берегов Каспийского моря и до северных берегов Чериого моря: Хазарам (905—968) (каган Харун I I ) (931—? ) , между Аральским и Каспийским морями жившим огузам во главе с Сельджук беком. В 922 году Ахмет бии Пазлам, вернувшись из Итнль-Булгарского государства в Багдад, оставил хорошие сведения о булгарах, хазарах, огузах. Эти воспоминания дошли до наших дней и являются важным материалом по изучению истории булгар, хазар, огузов. О положении булгарокого правителя Алмасхана в период приня- тия ислама Заки Валиди Тоган писал: «Когда до въезда в город Бул- гар посольства направленного Арабским Аббасидским халифам Мук- тадиром остался всего лишь один день пули, советники Алмасхана, его сыновья и родственники вышли встречать посольство. Они очень ра- душно, хлебосольно встретили караван. Когда до города Булгар осталось около 15 верст, Алмасхгп сам цыехал навстречу послам. По обычаям предков Алмасхан сошел с коня и глядя на почетных гостей, поклонился. Он разбрасывал золотые и серебрянные монеты и приветст- вовал гостей. Послы с огромным почетом вошли в город Булгар. Алмасхан поставил в их честь шатры, где и принимал гостей. В течении четырех дней с участием всех почетных граждан города, крупных вельмож и сановников была проведена церемония принятия ислама. Это крупное пиршество произошло с почетом и любовью. Алмасхан совместно со старейшинами города произнес молитву з присутствии послов. Имя Алмас он изменил на Джапар. Он основал мечеть и повелел свое имя упоминать в молитвах. Это событие произошло в 310 году, 16 мухаррама Хиджры (15 мая 922 года)».10 После принятия ислама Итиль-Булгарами, сын Алмасхана — Аметхан с огромной свитой поехал в Багдад ко двору Аббасидского Халифа Мутитики (940—944). Булгарский правитель Мухамметхан в 986 году направил послов к Великому князю Киевской Руси — Владимиру и призвал его принять ислам. Попытки Мухамметхана распространить ислам среди русских не привели к успеху. Владимир (980— 1015) установил тесные взаимоотношения с Восточной Римской импе- рией (Византией — Х.Х.). Он женился на сестре императора Восточной Римской империи — Василия II (976—1025). Владимир думал принять христианство и породниться с Восточно-Римским императором и таким образом укрепить свое правление. Под влиянием Восточно-Римской империи Владимир не принял ислам, а в 998 году принял христианство. Он выбросил атрибуты идолопоклонничества, бывшие в Киеве. Население Киева путем омовения в водах Днепра заставил принять христианство. В заключении следует сказать, что в начале X века победное шествие ислама достигло многих регионов мира. После принятия ислама в 920 году Сутуком Бограханом, Хотан-ское, Кучарское княжества и Уйгурское Идикутство, где преобладали буддисты, подняли восстание (они были покорены при Кол Билге Карахане) и добились независимости. Кроме того, восстали также и уйгу- ры, жившие па Алтае, в районе реки Или, которые исповедовали шаманизм и буддизм. В этих сложных условиях Сутук Бограхан предпринял жесткие меры для подавления восстаний. Возглавив войска, состоящие из уйгуров-мусульман, он направился в Хотан. После жестокой битвы он нанес поражение правителю Хотана и окружил город. При поддержке мусульман, бывших в городе, город был взят. После покорения Хотапа, Сутук Бограхан направился против уйгуров-буддистов города Кучар. Хотя Кучар, считавшийся второй родиной буддизма после Индостана и оказал серьезное сопротивление, все же потерпел поражение и был вынужден покориться. Среди уйгурских буддийских государств Кучар был самым богатым, с развитой культурой, очень сильным. Его территория охватывала современные районы Кучар, Бугур, Шаяр, Бай, Аксу, Токсу. Кучарское государство с центром, в городе Кучар имело границы на юге с Хотаном, на западе с Кашгаром (гора Маралбспш), востоке — Карашахаром, севере — подножием Тапритага. Во время этого похода Сутука Бограхана (вероятно в 935 году), хотя Хотан и Кучар были покорены, не все их население стало мусульманами. Многие продолжали оставаться буддистами. Вернувшись из походов па Хотан и Кучар, Сутук Бограхан готовился к покорению Уйгурского Иднку.тства. Для покорения Уйгурского Идикутства он направил войска Қарахапидов двумя путями — северным (через Или) и южным (через Карашахар). Неизвестно, кто был в этот период правителем Уйгурского Идикутства. Если Сутук Бограхан отправился для покорения Уйгурского Идикутского государства в 940 году, тогда правителем Уйгурского Идикутства был Ирдпмнн каган (правил с 940 по 948 год). В результате нескольких сражений Караханидским войскам удалось одержать победу над Уйгурским Идикутством. Однако уйгуры-буддисты Уйгурского Идикутства подчинились столице Карахапидав. —■ Кашгару, сохранив буддистскую веру. Для повторного покорения Уйгурского Идикутства много сил затратил сын Абу Насыра Самани — Абдулфаттах, проведший несколько войин и заслуживший большую славу. По этой причине Сутук Бограхан пожаловал ему титул «Алп Текин» (принц-герой). іВсю свою жизнь проведший в боях за утверждение ислама в среде уйгуров, один из основателей величия Караханидского государства, создатель условий расцвета Централыюазиатской культуры, талантливый полководец, мудрый политик, авторитетный человек — Сутук Бограхан скончался в 956 году. Согласно завещанию, его похоронили рядом с учителем, Абу Насыром Самани. Находящийся в Атуше мавзолей Святого Сулгала является пи чем иным, как местом захоронения Сутука Бограхана. В этом же мавзолее Святого Султана находится могила и Абу Насыра Самани.

Источник: Книга "Уйгуры" Тургун Алмас

Поделиться с друзьями:

Комментарии (0)