04.11.2017, 12:59

Жизнь и изречения Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни

  • 1237
  • 3

Информацию о жизнедеятельности автора поэмы "Кутадгу билиг" можно прежде всего почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, а другое - в стихах.

Согласно имеющимся сведениям Юсуф родился в городе Баласагун, известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака.

Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Оно представляло собой в этногенетическом плане объединение ряда тюркских племен, возвысившихся в начале Х в., и просуществовало в течение трех веков. Социально-экономической основой каганата было специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства.

Юсуф Баласагуни был выходцем из определенной культурной зоны и политического региона, охватывающего в свое время Отрар (Фараб), Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурноязыковом отношении он - общий предок тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам, конкретно - к тюркскому племени чигилей.

Образование Юсуф Баласагуни получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и персидским языками, он проработал философские и научные сочинения по различным отраслям знания. Светские люди того времени отличались многосторонностью интересов, увлекаясь наряду с философией и наукой, поэзией и политикой, игрой в шахматы. Широкообразованный, умудренный жизненным опытом, он прибыл в Кашгар и здесь в течение восемнадцати месяцев напряженной работы написал большое поэтическое произведение. По сведениям турецкого философа Р.Р.Арата, автору к моменту завершения поэмы было около 54 лет. Если верить этому, то Юсуф Баласагуни родился в 1015-1016 гг. По мнению другого исследователя тюркоязычной поэзии А. Дильачара дата его рождения определяется 1018 г. Свое знаменитое произведение он посвятил Табгач-Богра-Кара-Хакан-Али Хасану из династии Караханидов, за что поэту было пожаловано звание хасс-хаджиб -"министра двора" или "главного камергера".

Поэма "Кутадгу билик" стала известный западному миру через австрийского востоковеда фон Хаммер-Пургшталя, в руки которого рукопись попала в 1796 г. в Стамбуле и была подарена им Венской библиотеке. Первое издание на немецком языке было осуществлено известным востоковедом Г. Вамбери. В научный оборот текст поэмы был введен в полном объеме В.В. Радловым в 1891-1900 гг., представившем наряду с оригиналом перевод его на немецкий язык. На русский язык отрывки из поэмы впервые перевел С.Е. Малов. Вольный перевод под названием "Наука быть счастливым" был осуществлен Н.Гребневым в 1971 г., К. Керимов перевел "Кутадгу билиг" на узбекский язык в 1896 г. Р.Арат провел большую работу по критическому осмыслению текстов всех трех рукописей (Венской, Каирской, Наманганской) и представил в 1947 г. научно достоверный свод поэмы. Под названием "Благодатное знание" полный текст "Кутадгу билиг" перевел на русский язык С.Н.Иванов (М., 1983). Издание осуществлено на академическом уровне под ред. акад. А.Н. Кононова и его же и С.Н.Иванова "Статьями и разъяснениями по поводу отдельных бейтов".

В 1970 г. в Ленинграде состоялось IV Тюркологическая конференция, посвященная "Кутадгу Билик", где указывалось на необходимость расширения масштабов и углубления исследований этого памятника. В 1986 г. А. Егеубаев представил Юсуфа на казахском языке.

Одна из первых попыток рассмотреть творчество Баласагуни в контексте обширного и культурного региона, связанного первоначально с образованием халифата, принадлежит немецкому ученому Отто Альбертсу. Он выдвинул концепцию о наличии преемственной связи между учением Ибн-Сины, в частности, его этикой и аналогичными взглядами Юсуфа Баласагуни. Более того, Альбертс предпринял попытку сопоставить этические взгляды Аристотеля и Юсуфа.

Исследование творчества Баласагуни, эпохи создания его произведения было успешно продолжены выдающимися русскими востоковедами В.В.Бартольдом, и С.Е.Маловым, известными советскими историками и литературоведами Е.Э.Бертельсом, А.Н.Самойловичем, А.Н.Кононовым и др.

Современная наука, таким образом, располагает определенным объемом исследований по творчеству Баласагуни. Однако, следует отметить, что научный интерес к произведению мыслителя проявлялся преимущественно в историко-филологическом плане, хотя подчеркивалось, что "значение этого памятника в лингвистическом, литературоведческом, историческом и культурно-историческом отношениях весьма велико, а потому крайне необходимо обеспечить расширение масштабов и углубления его исследования".

Работа Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билик" является первым энциклопедическим произведением не на официальном литературном языке, каким являлся арабский язык в то время, а на родном языке тюрков, факт сам по себе очень значительный, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному языку. Вместе с этим, им руководили политические мотивы, стремление научить среднеазиатскую династию караханидов, еще не оторвавшуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, областями (Маверанахр, Восточный Туркестан). А чтобы его назидания были поняты и кочевниками-караханидами, необходимо было написать по-тюркски. Но "Кутадгу билик" не только политический трактат, он является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. Произведение Баласагуни представляет обширную систему, в которой выдвигаются как проблемы общефилософского характера, так и жизненно-практического, этнического и эстетического плана. Стремление к энциклопедичности, универсальности, охвату общемивоззренческих проблем было присуще самому характеру философствования в культурном регионе, к которому принадлежал Юсуф. Мировоззрение Юсуфа имеет троякие корни - философские, шаманистские, исламские.

Юсуф вписывается в общий процесс Ренессанса и на Востоке, в частности, совершенно явственны в его творчестве отпечатки философии восточного перипатетизма. Речь идет о мощной культурно-философской традиции, идущей от Аристотеля и продолженной аль-Фараби и Ибн-Синой. Ее влияние на автора "Кутадгу билиг" впервые отметил немецкий востоковед О.Альбертс. Идейная парадигма восточного средневековья не исчерпывается только мыслительной деятельностью профессиональных философов. Она также представлена промежуточным "непрофессиональным"" философским творчеством таких поэтов как Рудаки, Фирдоуси, Юсуф Баласагуни, Омар Хайям, Низами, Навои, Насими. Но способ существования поэзии этого времени имеет характерные особенности и черты: с одной стороны, в творчестве поэтов преобладает ярко выраженный рационализм художественного мышления, с другой - рационализм, облаченный в символические покровы суфизма. Усложнение поэтических форм, образов, приемов не меняло основного содержания поэзии, направленной на жизненные реалии, поиски реализации гуманистических принципов истины, добра, счастья. В сущности, поэзия средневековья занималась разработкой самых общемировоззренческих, нравственных и социальных проблем, что и философия. И многие поэтические произведения можно отнести к произведению философского жанра и в силу этого они могут и должны быть включены в процесс историко-философского развития.

Литература и поэзия вместе с философией выполняли определенные мировоззренческо-ценностные функции. Выражение философии через поэзию была древней и наиболее живучей традицией идеологического развития. Крупнейших поэтов средневекового Востока можно смело отнести к представителям философской мысли, а не рассматривать их как чистых литераторов.

Вторым пластом, определяющим мировоззрение Юсуфа Баласагуни, являются разнородные доисламские верования - зороастризм, манихейство, буддизм, христианство, распространенные среди кочевых и оседлых народов до проникновения ислама. Среди этих верований наболее сильным источником, пробивающимся в контексте "Кутадгу билиг", являются языческие, шаманистские представления.

Шаманистские, собственно тюркские истоки творчества Юсуфа Баласагуни позволяют вскрыть древний доисламский зороастрийский или тенгрианский, по имени главного божества, мировоззренческий пласт верований, который, несмотря на исламские, царские, советские гонения еще жив в языке и сознании казахов.

А.Н.Кононов и С.Н.Иванов считают "мусульманский элемент" доминирующим в философских основах поэмы: "Поэма "Благодатное знание" Юсуфа Баласагунского является первым, старейшим и пока единственным сочинением на одном из тюркских языков, основанным на мусульманской идеологии и пропагандирующим эту идеологию". Но Юсуф ведь не просто идеолог, политик, он - художник слова. Поэтому философия, язычество, ислам не могли сказаться в контексте "Кутадгу билиг", помимо поэтических традиций, в числе которых главным образом были собственно тюркская поэтическая традиция (устная и письменная) и таджико-персидская (конкретно Рудаки и Фирдоуси).

Целостное, в том числе и философское прочтение поэзии Баласагуни, в свою очередь, будет способствовать расшифровке, проникновению в сложный внутренний мир средневекового поэта-мыслителя, вскрытию его глубинных пластов, отвечает интересу и вниманию широкой общественности. Включение "Кутадгу билик" в поле историко-культурного анализа будет способствовать дальнейшей разработке истории общественной мысли, художественных традиций тюркских народов в средневековый период развития.

Значимость и актуальность введения в оборот "Кутадгу билиг" Юсуфа Баласагуни отчетливо вырисовывается в плане всестороннего изучения многомерного процесса развития культура. Научное использование, изучение, интерпретация произведения Баласагуни в историко-философском срезе восполняет наше преставление об умственном содержании, интеллектуальной жизни и связи народов Востока в период средневековья.

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/balasaguny/

 

 

 

 

 

Поделиться с друзьями:

Комментарии (3)

  • 04.11.2017, 16:43
    Золотые слова- полны смысла и глубизны
  • 08.03.2018, 8:59
    Subrogacion es muy conocido en todo el mundo. La razon central de eso es que una femina se hace mami para hijo recien nacido despues su parto. Un monton de madres seria una madre, pero algunas de ellas no tiene la posibilidad. Por eso en ultimo siglo un dato novedoso aparecio – maternidad subrogada.

    Cuando gravidez es medicamente impracticable, hay solo una manera para ser una mami. Esto es vientre de alquiler. Por lo general, en estos incidente se usa indemnizacion monetaria. De verdad, para hallar una chica de buena salud tiene que buscar apoyo que brinda este tipo de servicio.

    Recomendamos utilizar estea <a href=https://maternidad-subrogada-centro.es/>donantes de ovulos</a> hospital. En estea hospital ucranianoa muchas personas de EUA, Gran Bretana y otras ciudades se hacen madres sustituitas. Por la ley maternidad subrogada es licito. La legalidad y gastos de gestacion subrogada son muy diversos. Depende de ubicacion, religion, color de ojos, etc. En nuestrosas centros puedes tomar una decision sobre un tipo de vientre de alquiler.

    Aconsejamos a todos nuestros miembros utilizar vientre de alquiler convencional. Pero nuestro servicio incluye tambien la gestacion subrogada. En loslas clinicas de Feskov son indicaciones por la subrogacion. Cuando ingresa a nuestrosas clinicas en Ucrania – una parte de Feskov Human Reproduction Group, tiene un gerente. El consultor se aconsejara sobre cosas diferentes desde el principio hasta el final. Por lo general maternidad subrogada dura 9 meses.

    Entonces el administrador elabora todos los documentos necesarios y Usted puede aceptar al nino. Por lo general, el gerente obtiene la informacion su familia proximos 3 meses. Si quiere obtener un nino, aconsejamos ir alli mother-surrogate.com. Dirigentes que pueden ayudar alli son muy importantes.

    Ellos contestaran a todas las cuestiones. Si necesita algun consejo, ellos se ayudaran. Tambien ellos proporcionaran actos antes este procedimiento. En la pagina web Usted puede encontrar informacion. En principio puede observar gastos y apoyo.

    Asistencia tecnica pueden ayudar en Ruso. Usted puede tomar eleccion por eso. Si podria obtener recomendacion sobre vientre de alquiler como un proceso, Alexander Feskov ofrecera asesoramiento para Usted.
  • 01.05.2018, 19:17
    Официальный дисконт online магазин спортивной обуви Nike в Российской столице

    В Россию наконец пришла настоящая весна, а это значит что настала пора прятать толстые зимние ботинки и сапоги и переодеваться в легкую весеннюю обувь. Официальный дилер Nike в РФ <a href=https://justnike.ru/muzhchiny/>https://justnike.ru/muzhchiny/</a> предлагает обитателям Москвы заказать качественные кроссовки для спортивных тренировок или повседневной носки из обновленной коллекции летнего сезона этого года.

    В настоящее время Nike заслуженно считается одним из трех лидеров рынка специализированной спортивной обуви на планете: их кроссовки используют во время тренировок именитые спортсмены; политики, звезды эстрады и иные лидеры мнений не стесняются появляться на улице именно в этих кроссовках.

    Если вы хотите <a href=https://justnike.ru/zhenshhiny/>баскетбольные кроссовки nike женские</a> , то вам следует пользоваться услугами проверенного магазина Nike в России, а не испытывать удачу на рынке. Китайские фабрики активно подделывают американские кроссовки, используя для этого недостаточно прочные и даже опасные для человеческого организма материалы. Поддельная обувь не способна прослужить и нескольких недель, в то время как нормальные кроссовки Nike, при регулярном уходе, без проблем «проходят» пару сезонов активного ношения.

    Работать с лицензированным дилером Найк в Москве - это ещё и небывало удобно: для приобретения обуви сегодня не потребуется даже выходить из квартиры. Вы всего-навсего сделаете заказ на те кроссовки которые вам понравились через корзину на сайте и ждёте курьера по заданному адресу. Для примерки на дому, на условиях курьерской доставки, вы сможете выбрать 3 пары обуви, в случае необходимости перечень может быть увеличен, но тогда за доставку надо будет немного доплатить. После примерки привезённых кроссовок и внимательного поиска недочетов на них, вы оплачиваете заказ курьеру и возвращаете не подошедшие модели.

    В онлайн магазине сертифицированного дилера американской компании в Москве вы сможете купить востребованные покупателями модели, в том числе легендарные AirMax и <a href=https://justnike.ru/>интернет сайт магазин nike</a> .

    Обувь в каталоге магазина удобно рассортирована по разным типам спорта, линейке размеров, цене и цветам. Если в ходе выбора кроссовок и заказе доставки у вас возникнут трудности, то решить вопрос вам поможет консультант в полноценном online чате.


    Важные моменты доставки вы можете указать в ходе телефонного разговора с менеджером или отдельном поле при оформлении заказа. Приобретайте фирменную обувь Nike в столице, ведите здоровый образ жизни и получайте невероятный заряд здоровья на каждый день!